Памятка. Дистанционная торговля. Судебная практика
Интернет — покупки на маркетплейсах — это удобно и экономит время. Однако, в данной сфере часто возникают проблемы, которые не всегда удается разрешить в досудебном порядке и потребителю для защиты своих интересов приходится обращаться в суд.
- Гражданин М. заказал в интернет – магазине холодильник с доставкой на дом. После распаковки холодильника М. определил, что он не подходит ему по габаритам. Гражданин предъявил продавцу претензию с требованиями о замене холодильника, возмещении понесенных расходов (на доставку от склада продавца) и компенсации морального вреда. Продавец направил гражданину М. ответ, в котором указал, что истец имеет право на возврат товара в силу п. 4 ст. 26.1 Закона Российской Федерации №2300-1 «О защите прав потребителей», а требования о компенсации морального вреда и возмещении понесенных расходов отклонил. Тогда М. обратился с заявлением о возврате денежных средств и в тот же день деньги были возвращены.
Считая, что в данном случае потребитель имеет право на возмещение расходов, компенсацию морального вреда, а так же штрафа за невыполнение требований потребителя гражданин М. обратился в суд. Суд первой инстанции (мировой суд) данные требования отклонил. После подачи апелляции, дело рассматривал районный суд. Отказывая в иске, районный суд исходил из того, что Ответчик не нарушил права истца как потребителя. Истцу был продан товар надлежащего качества, в связи с чем право на замену товара он не имел, но был вправе в течение семи дней отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств, при этом ответчик по заявлению истца об отказе от договора произвел возврат денежных средств в полном объеме и в срок, предусмотренный действующим законодательством.
Таким образом, при покупке товара дистанционным способом покупатель имеет право в течение семи дней с даты получения товара отказаться от него, а не выдвинуть требование о его замене.
- Потребитель Щ. обратился в суд с иском к ООО «ИнтернетПокупки» о защите прав потребителя. 15.12.2023 у Ответчика дистанционным способом через интернет приобретен телевизор LG, стоимостью 50 990 руб.. После получения товара, открыв его дома и осмотрев, истец понял, что данный телевизор ему не подходит по размеру. В день доставки, 20.12.2023, Истец обратился к Ответчику с заявлением о возврате уплаченных за товар денежных средств, однако, Ответчик претензию оставил без рассмотрения, денежные средства не вернул.
Потребитель просит суд взыскать с Ответчика в свою пользу:
— стоимость товара в размере 50 990 руб.;
— расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.,
— компенсацию морального вреда 15 000 руб.;
— штраф в размере 50 % от взысканной судом суммы с ответчика за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке,
— неустойку за каждый день просрочки исполнения требования потребителя в размере 1% от 50 990 руб.;
— почтовые расходы в размере 186 руб. 96 коп.
Ответчик ООО «ИнтернетПокупки» исковые требования не признал, указав, что при получении заказа покупатель осмотрел телевизор. Претензий к качеству товара в момент передачи не поступило. Так же Ответчик обращает внимание на то, что телевизор LG является технически сложным товаром, который не подлежит возврату и обмену в случаях, если товар является товаром надлежащего качества. Требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя и компенсации морального вреда не признает, считает их размер необоснованным и завышенным. В силу положений пункта 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
Решение суда: Взыскать с ООО «ИнтернетПокупки» в пользу гражданина Щ. возврат денежных средств 50 990 рублей, компенсации морального вреда 3000 (три тысячи) рублей, штраф в размере 5000 (пяти тысяч) рублей, в возмещение расходов на оплату услуг представителя 3000 (три тысячи) рублей, а также почтовые расходы в размере 186 (сто восемьдесят шесть) рублей 96 коп.
Суд отказал в взыскании неустойки. Ведь товар был исправный. К таким случаям не применяются санкции за неисполнение требований потребителя, который приобрел некачественный товар