Прокуратура разъясняет
О предоставлении государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования
12.04.2022 вступил в силу Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования утвержденный 19.08.2021 приказом Росводресурсов № 221.
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при подготовке и заключении договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования Федеральным агентством водных ресурсов, в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «О перечне водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ», а также морей и их отдельных частей.
Взимание государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги не предусмотрено.
В Административном регламенте приводятся формы необходимых документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 № 18 утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В данных правилах указывается:
— какие органы принимают решение о предоставлении водного объекта в пользование в зависимости от целей использования водного объекта и его принадлежности;
— куда обращаться заинтересованным лицам в предоставлении им водного объекта в пользование, чтобы получить сведения о характеристиках водного объекта;
— в какие органы подается заявление о предоставлении в пользование водного объекта;
— что необходимо отразить в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование;
— какие документы нужно приложить к заявлению;
— сроки рассмотрения документов и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Документы можно направить в исполнительный орган власти или орган местного самоуправления в электронном виде через систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Принятое решение о предоставлении водного объекта в пользование подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре и вступает в силу с даты его регистрации.
С 27.02.2022 по обновленной форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 31.01.2022 № 51, выдается решение о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемое Росводресурсами, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Утвержден перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры
30.04.2022 Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1084-р утвержден Перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных, эксплуатационных и резервных лесов (далее – Перечень).
Перечнем установлен список объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, которые допускается строить, реконструировать, осуществлять на них капитальный ремонт, вводить в эксплуатацию и выводить из эксплуатации на землях лесного фонда.
Перечень должен учитываться хозяйствующими субъектами, осуществляющим деятельность на землях лесного фонда, а именно:
— геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых;
— строительство и эксплуатацию водохранилищ и иных искусственных водных объектов;
— строительство, реконструкцию и эксплуатацию линейных объектов;
— создание и эксплуатацию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
— осуществление рекреационной деятельности.
О нововведениях законодательства в области обращения с отходами
Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 установлены требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности.
С 1.03.2022 введены изменения, затрагивающие деятельность по обращению с отходами, а также введено обязательное внесение данных в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором.
С 3.04.2022 года начали действовать предельные тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I-II классов опасности (Приказ ФАС России от 18.03.2022 № 220/22). До 31 декабря 2026 года для отходов производства и потребления они составляют:
I класс опасности — 222 907,36 руб. за тонну (без НДС),
II класс опасности — 62 468,26 руб. за тонну (без НДС).
Соблюдение требований касается граждан, юридических лиц и индивидуальных предприниматели, в чьей деятельности образуются отходы:
батареи и аккумуляторы, отходы электролитов;
минеральные и синтетические масла;
компьютеры, электронное и оптическое оборудование;
шины, покрышки, камеры.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 11 месяцев со дня образования отходов, отнесенных к группе «Отходы электронного оборудования», должны передать их на обработку и утилизацию тем организациям, которые имеют на это соответствующую лицензию. При этом граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.
Соблюдение введенных требований способствует реализации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами.
Упрощен порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 271 обновлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
В соответствии с постановлением установлен порядок оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям; определены сроки принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении; уточнен перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату; предусмотрен порядок подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
В качестве меры поддержки граждан и экономики в условиях санкций Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 продлен срок действия лицензий и других видов разрешительных документов автоматически на 12 месяцев. Для получения или переоформления соответствующих документов предусмотрен упрощенный порядок, например: — разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; лицензии на водопользование.
Обновлена форма заявки на получение комплексного экологического разрешения
В соответствии с утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780 новой формы на получение комплексного экологического разрешения, с 01.03.2022 следует подавать заявку согласно изменениям.
На 2 года продлен срок создания автоматического контроля для предприятий, которые получили комплексное экологическое разрешение до 1.09.2022.
Для объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и относятся к I категории, объектов, чей вклад в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60%, сдвинут срок подачи заявки заявок на комплексное экологическое разрешение: с 31 декабря 2022 года на 31 декабря 2024 года
Также Приказом обновлена форма самого комплексного экологического разрешения.
Ответственность за непроведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Инвентаризация выбросов – это сбор и упорядочивание всех необходимых сведений о распределении источников на территории предприятия, классе опасности источников выбросов и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 19.11.2021 № 871, установлен Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.
Вышеуказанным Порядком определено, что инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
Согласно п. 44 Порядка данные о результатах инвентаризации выбросов, ее корректировки хранятся бессрочно хозяйствующим субъектом в бумажном и электронном виде в порядке, который устанавливается хозяйствующим субъектом.
Хозяйствующий субъект определяет место хранения, а также назначает должностное лицо, ответственное за хранение данных инвентаризации выбросов.
В соответствии с п. 45 Порядка определены обстоятельства при которых осуществляется корректировка данных инвентаризации выбросов объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Так, корректировка инвентаризации осуществляется при:
— изменении технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая оборудование (оснащение) установок очистки газа на ИЗАВ (источник загрязнения атмосферного воздуха), ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
— изменении объемов производства;
— замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
— реконструкции, модернизации установок очистки газа, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
Также корректировка данных инвентаризации выбросов объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в случаях:
— выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых загрязняющих веществ;
— изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
За непроведение инвентаризации источников выбросов предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ, согласно которой за невыполнение вышеуказанных требований закона предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб., на должностных лиц — от 2000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 руб.
Ужесточена ответственность за пожары в лесах
С 5.04.2022 вступили в законную силу изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, касающиеся ответственности за лесные пожары.
В настоящее время определен размер ущерба, при котором идет разграничение между уголовной и административной ответственностью.
На основании изменений, уголовная ответственность наступает за уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем, при условии причинения значительного ущерба. Таким ущербом признали сумму в 10 000 рублей и более.
Согласно ст. 261 УК РФ, уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если эти деяния причинили значительный ущерб, — наказывается штрафом в размере
от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В случае если нарушение правил пожарной безопасности закончилось возгоранием, но признаков уголовного преступления нет, наступит административная ответственность.
Административная ответственность за нарушения правил пожарной безопасности в лесах также ужесточена.
На основании ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере штрафа от 15 000 до 30 000 рублей (ранее штраф не превышал 3 000 рублей); для должностных лиц — от 30 000 50 000 рублей (ранее был от 10 000 20 000 рублей), для юридических лиц – от 100 000 400 000 рублей (ранее был от 50 000 200 000 рублей)
Ужесточение наказаний вызвано безответственным поведением жителей страны по отношению к лесу. 90% от всех лесных пожаров происходит по причине действий людей с огнем.
Ответственность за незаконную рыбалку и охоту.
Целью привлечения к ответственности за незаконную рыбалку и охоту является охрана фауны (животного мира) как важнейшего компонента окружающей среды, а также обеспечение правопорядка при пользовании животным миром. Сфера применения — деятельность граждан, предприятий, организаций по добыче, охране объектов животного мира и воздействию на диких зверей и птиц, а также на водные биоресурсы, в первую очередь рыбные запасы.
При привлечении лиц за незаконную охоту и рыбалку предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 4000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до 2 лет; на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
На основании ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Разграничение незаконной охоты и нарушений правил охоты осуществляется по таким признакам, как причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
При привлечении к уголовной ответственности за незаконный вылов водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ), лица наказываются штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок. Деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, -наказываются штрафом в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.(статья 256 Уголовного кодекса РФ)
Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий 100 000 рублей, особо крупным –250 000 рублей.
Ответственность за незаконную охоту предусмотрена ст. 258 Уголовного кодекса РФ и предусматривает ответственность в виде штрафа в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо исправительными работами на срок 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий 40 000 рублей, особо крупным – 120 000 рублей.
Ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Ответственность в сфере обращения с отходами предусмотрена за совершение следующих действий:
— несанкционированное складирование отходов;
— несоответствующие требованиям законодательства места размещения отходов;
— отсутствие лицензии на сбор, транспортирование, утилизацию, размещение отходов;
— ненадлежащее ведение документации в сфере обращения с отходами (журнал движения отходов, паспорта отходов, отчетность).
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления в соответствии
с ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 тысяч до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90; на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления регламентируется
ч. 4 ст. 8.2. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 тысяч рублей; на должностных лиц —
от 20 000 до 40 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 6000 до 7000 рублей; на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 60 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 600 000 до 700 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации существует официальный документ, который содержит в себе полный перечень сведений о состоянии, ареале обитания и способах сохранения редких видов животных и растений, находящихся под угрозой полного исчезновения – Красная книга.
Также существуют Красные книги субъектов Российской Федерации, например Красная книга Иркутской области и Красная книга Республики Бурятия.
В Российской Федерации запрещена незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, а также растений принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
За незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, а также растений предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
На основании ст. 8.35 КоАП РФ уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 2500 до 5000 рублей, на должностных лиц от 15 000 до 20 000 рублей, на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
Разграничение незаконной охоты и нарушений правил охоты осуществляется по таким признакам, как причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Уголовная ответственность предусматривается на основании ст. 258.1 УК РФ и наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1 500 000 или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1 500000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года до 3 лет.
Деяния, предусмотренные настоящей статьей совершенные лицом с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой наказываются лишением свободы на срок от 3 до 9 лет со штрафом в размере от 1 000 000 до 3 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет или без такового, с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.
Ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020
№ 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее – Правила).
В соответствии п. 1 Правил установлены единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
Согласно п. 20 Правил в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по рекультивации; уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах; уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса.
Так, на основании ст. 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 тысяч до 20 000 рублей.
Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на лес влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3500 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Действия (бездействие), совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 рублей; на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 250 000 до 500 000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
О новых полномочиях прокуроров в сфере контроля за законностью получения денежных средств лицами, представляющими сведения о доходах, их супругами и несовершеннолетними детьми
Федеральным законом от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» введен механизм позволяющий обращать в доход Российской Федерации денежные средства лица, замещающего либо замещавшего должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поступившие на принадлежащие ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям счета в банках и иных кредитных организациях, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход этих лиц за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении их не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.
Установление данных факторов должно осуществляться соответствующими подразделениями кадровых служб по профилактике коррупционных иных правонарушений в рамках проведения проверки достоверности и полноты предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Также прокурорам предоставлены полномочия проводить проверку законности получения денежных средств в случае увольнения проверяемого лица до завершения проверки и обращаться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не представлены сведения, подтверждающие законность их получения, по результатам рассмотрения поступивших материалов и проведенных прокурорами проверок.
Кроме того, внесены изменения, обязывающие кредитные организации выдавать прокурорам справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц при проведении проверок, предусмотренных вновь введенной статьей 8.2 Федерального закона от 05.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Так, новеллы законодательства подлежат применению при проведении органами прокуратуры проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции, начиная с декларационной кампании 2022 года (за отчетный 2021 год).
Ликвидация несанкционированных свалок
Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления округов, городских и сельских поселений в границах муниципальных образований осуществляют муниципальный земельный контроль, а также контроль за соблюдением Правил благоустройства муниципального образования (п. 19 ч.1 ст.14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В рамках реализации указанных контрольных полномочий органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности и обязывая в судебном порядке ликвидировать места несанкционированного размещения отходов.
Обязанность по устранению захламления земельного участка несанкционированным размещением отходов лежит на собственнике отходов (лице, который разместил отходы на земельном участке).
В случае, если собственник отходов не установлен – обязанность по ликвидации свалки лежит на правообладателе земельного участка (собственнике или ином правообладателе).В случае, если права на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРН, и земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, обязанным лицом является орган местного самоуправления, которому законом предоставлено право на распоряжение такими земельными участками.
Что касается неразграниченных земель округа, городских и сельских поселений, правообладателем земельного участка и лицом, обязанным ликвидировать несанкционированное захламление, является орган местного самоуправления округа, городского поселения, района.