Подлежат ли возврату (обмену) книжные издания?!
![]()
В консультационный центр по защите прав потребителей периодически поступают обращения граждан, касающиеся возможности вернуть денежные средства за приобретенные товары по различным причинам. Накануне нового учебного года участились вопросы, касающиеся возврата книг и учебных пособий. В связи с чем, хотелось бы обратить внимание потребителей на правила возврата (обмена) книжных изделий.
Нередко в книжных магазинах можно встретить объявление о том, что книги обмену и возврату не подлежат. А при покупке продавцы утверждают, что если учебные (книжные) издания не подойдут (не понравятся), то потребитель сможет смело вернуть или обменять товар. Так ли это?! Можно ли вернуть книгу или учебник в магазин и в каких случаях? Попробуем пояснить в данной статье.
Большинство потребителей убеждены в том, что если они приобрели «неподходящий» товар, то его можно вернуть в течение 2-х недель без каких- либо ограничений, однако это не так.
Помните! Не все товары можно вернуть (обменять)! Существует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату). Он утверждён постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2463. К п.14 вышеуказанного перечня относятся непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Таким образом, книги и учебники относится к невозвратным товарам, если они надлежащего качества. Соответственно, потребителю могут отказать в возврате или обмене товара если не подошел шрифт или не понравились иллюстрации в книге, учебник не того автора.
Если потребитель ошибочно приобрел не ту книгу (учебное пособие), которая была необходима (другой автор, другое издательство), или книга просто разочаровала потребителя, то в указанных случаях, отказ продавца в обмене или возврате денежных средств, также будет правомерен.
Если же книга или учебное пособие приобретены дистанционным способом (на маркетплейсе), то в соответствии со ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1, вернуть заказанный онлайн товар можно в любое время до его передачи, а после передачи в течение 7 дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара.
При этом потребителем должны быть соблюдены определенные условия: сохранен товарный вид учебника, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки.
Можно ли вернуть книгу с недостатком (дефектом)?
Обращаем Ваше внимание! Основной причиной по которой можно вернуть непериодические издания (книги, учебные пособия), является их ненадлежащее качество (производственный брак). К таким недостаткам могут быть отнесены (перепутанные, перевернутые, пропущенные, склеенные страницы; потеря элементов изображения; повреждение текста иные дефектами, из-за которых текст является нечитаемым и другие).
Если же обнаружен дефект в виде мятых или порванных страниц, которые могли возникнуть только в результате механического повреждения, то рекомендуем сразу же отказаться от покупки, так как в дальнейшем (после выхода с магазина) доказать, что этот дефект возник до передачи вам товара будет уже невозможно.
При обнаружении недостатка потребитель на основании п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 имеет право предъявить одно из следующих требований: — заменить товар на аналогичный, на какой-то другой, с соответствующим перерасчетом покупной цены; -потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; -отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы Данные требования могут быть предъявлены в течение всего гарантийного срока, а при его отсутствии — в разумные сроки в пределах двух лет.
При наличии недостатков в книге (учебнике) потребителю необходимо обратиться в адрес продавца с письменной претензией, составленной в свободной форме в 2-х экземплярах. Один экземпляр претензии отдается продавцу, а второй с отметкой о принятии (дата, подпись продавца) остаётся у покупателя, как доказательство предъявления требования в рамках закона.
Претензию можно передать лично по месту совершения покупки либо направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу продавца. Продавец обязан исполнить требования потребителя в сроки, установленные действующим законодательством.
В связи с чем, при приобретении книг и иных непериодических изданий надлежащего качества, необходимо помнить, что такие издания не подлежат обмену или возврату, поэтому рекомендуем внимательно отнестись к их выбору и тщательно просматривать и проверять перед совершением покупки, в том числе на наличие механических повреждений (пятен, царапин, загнутых листов), чтобы избежать в дальнейшем неприятной ситуации.

