Информация о профилактических мероприятиях, проводимых Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области
В силу п. 41 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)» (далее – Положение) органы государственного контроля (надзора) могут следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Все профилактические мероприятия проводятся в порядке, установленном Федеральным законом № 248-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре).
Информирование осуществляется посредством размещения органами государственного контроля (надзора), в т.ч. Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области (далее – Управление), соответствующих сведений на своих официальных сайтах в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах. Так, Управлением информирование осуществляется на официальном сайте Управления в сети «Интернет» (ссылка https://38.rospotrebnadzor.ru/), а также в мессенжерах ВК, Телеграмм.
Доклады о правоприменительной практике по результатам государственного контроля (надзора) готовятся Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом. Данные доклады о правоприменительной практике при осуществлении государственного контроля (надзора) утверждаются приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и размещаются на соответствующих официальных сайтах в сети «Интернет» не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.
При наличии у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, указанные федеральные органы исполнительной власти объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Консультирование осуществляется должностными лицами Управления (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области») по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
а) наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
б) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
г) порядок обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и (или) действий (бездействия) их должностных лиц.
Информация о способах и времени осуществления консультирования, а также перечень вопросов, по которым предоставляется консультирование, размещается на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сети «Интернет».
В силу ст.ст. 58-61 Положения обязательные профилактические визиты проводятся органами государственного контроля (надзора), в т.ч. Управлением, в отношении:
1) объектов контроля, указанных в подпункте «а» п. 12 настоящего Положения (деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие)), отнесенных ко всем категориям риска (чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, среднего, умеренного и низкого риска; а также контролируемых лиц, осуществляющих производство и реализацию объектов контроля, указанных в подпункте «б» п. 12 настоящего Положения (результаты деятельности контролируемых лиц, в т.ч. продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», к которой предъявляются обязательные требования) и отнесенных к чрезвычайно высокому и высокому риску;
2) контролируемых лиц, со дня начала фактического осуществления деятельности которых прошло менее одного года.
Таким образом, профилактические визиты проводятся должностными лицами Управления в отношении контролируемых лиц всех сфер деятельности:
— деятельность в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг;
— деятельность детских и подростковых организаций;
— деятельность по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговле пищевыми продуктами;
— деятельность в сфере промышленности и сельского хозяйства;
— деятельность в области связи;
— деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств и пр.
Обязательный профилактический визит проводится по месту фактического осуществления контролируемым лицом деятельности, включая производство и реализацию объектов контроля, как должностными лицами Управления, так и должностными лицами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области».
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» произошли изменении в порядке организации и осуществления профилактических мероприятий.
Так, Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ дополнен ст. 52.1 и ст. 52.2, согласно которым:
Профилактические визиты могут проводиться при наступлении события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что обязательный профилактический визит может быть проведен на основании программы проверок; по поручению (Президента Российской Федерации; Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации (в том числе в отношении видов федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которых переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации); высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (в отношении видов регионального государственного контроля (надзора) и видов федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которых переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации)).
Периодичность проведения обязательных профилактических мероприятий установлена ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ:
— для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска – один обязательный профилактический визит в год;
— для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска – периодичность проведения обязательных профилактических визитов, в т.ч. по отдельным видам контроля, определяется Правительством Российской Федерации;
— в отношении контролируемых лиц, представивших уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» – не позднее шести месяцев с даты представления такого уведомления.
Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать десять рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита (далее также — акт обязательного профилактического визита) в порядке, предусмотренном ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения обязательного профилактического визита принять решение о повторном проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита.
Кроме того, предусмотрено проведение профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Контролируемое лицо подает заявление о проведении профилактического визита посредством единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг. Контрольный (надзорный) орган рассматривает заявление в течение десяти рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита контрольный (надзорный) орган в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Решение об отказе в проведении профилактического визита принимается в следующих случаях:
1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления;
2) в течение шести месяцев до даты подачи повторного заявления проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
3) в течение года до даты подачи заявления контрольным (надзорным) органом проведен профилактический визит по ранее поданному заявлению;
4) заявление содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
В рамках профилактического визита при согласии контролируемого лица должностное лицо проводит отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание.
Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.