ИНФОРМАЦИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура информирует о том, что исходя из анализа законности в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что ввиду отсутствия организации оборудованных площадок для размещения снега на территории муниципальных образований, образованы многочисленные свалки загрязненного снега. Опасность несанкционированного складирования кроется в содержании в снеге бытового мусора, нефтепродуктов, которые в период таяния снега вместе со сточными водами попадают в почву и наносят вред окружающей среде.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы от зимней уборки улиц определены блоком 7 классификатора как коммунальные отходы, следовательно, обращение с ними должно, в том числе, соответствовать требованиям Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (далее — СанПиН 2.1.3684-21), предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Снег, подлежащий уборке с автодорог и территорий муниципального образования, аккумулирует в себе различные химические вещества, выделяемые в окружающую среду в процессе эксплуатации городского автотранспорта, промышленности и иных учреждений, как в том числе, может содержать иные твердые коммунальные отходы.
В результате несоблюдения санитарного и природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, происходит накопление токсичных веществ в почве, что способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, может привести к возникновению инфекционных и иных заболеваний у людей, создать опасность причинения вреда окружающей среде. Невыполнение требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные Конституцией права граждан.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура уведомляет, что определен состав разрабатываемого для отдельных производственных объектов плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды.
План включает в себя мероприятия по снижению (ликвидации) негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Постановление Правительства РФ от 02.06.2023 № 909 «Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана», вступает в силу с 01.09.2023 и действует до 01.09.2029.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура уведомляет, что с 01.09.2023 действуют новые правила взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» обновлён порядок исчисления и взимания платы за НВОС.
Изменения поспособствуют исключению некорректного исчисления размера платы, что поспособствует снижению привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура уведомляет, что предельный срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности не может превышать 25 лет.
Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 737 «О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности» утвержден срок эксплуатации объекта размещения отходов I и II классов опасности определяется юрлицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися застройщиками объекта размещения, при вводе его в эксплуатацию.
Срок исчисляется с даты ввода объекта в эксплуатацию и не может превышать 25 лет.
Решение об определении срока эксплуатации в уведомительном порядке направляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Постановление вступает в силу с 01.09. 2023 и действует до 01.09. 2029.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура информирует, что с 1 сентября 2023 года устанавливается упрощенный порядок заключения договора водопользования.
Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В частности, сокращен срок принятия решения о возможности предоставления водного объекта в пользование до 15 рабочих дней.
Кроме того, согласно нововведениям определено, что заявление о предоставлении водного объекта в пользование, а также необходимые документы направляются посредством информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг или ведомственных информационных систем. На бумажном носителе предоставление документов будет доступно только в случае отсутствия возможности использования указанных способов лично хозяйствующим субъектом или посредством многофункциональных центров.
Изменится форма примерного договора водопользования в части особенностей указания параметров водного объекта и водопользования, обязанностей водопользователя.
Новые правила не распространяются на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 12.03.2008 № 165, регулирующее аналогичные правоотношения.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура информирует о требованиях продажи древесины гражданам для отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Федеральным законом от 29.12.2022 № 600-ФЗ «О внесении изменений
в Лесной кодекс Российской Федерации» упрощена процедура реализации древесины, заготовленной государственными организациями вне биржевых торгов.
В настоящее время древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями по охране, защите и воспроизводству лесов и полученные указанными учреждениями из такой древесины лесоматериалы реализуются на организованных торгах, за исключением реализации древесины гражданам для отопления, возведения строений и иных собственных нужд, а также государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим закупки в соответствии законодательством о закупках.
Ранее вся древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе при проведении мероприятий по сохранению лесов, реализовывалась только на организованных торгах, проводимых в соответствии
с законодательством об организованных торгах.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура информирует, что в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За невыполнение указанного требования Закона наступает административная ответственность по ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего» КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере до 4 тысяч рублей, на должностных лиц — до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — до 500 тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.122008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность как за получение взятки, так и за дачу взятки и посредничество во взяточничестве.
ВЗЯТКА может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера или предоставления иных имущественных прав.
НАКАЗАНИЕ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ (ст. 290 УК РФ):
ШТРАФ до 5 миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет, или в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового.
НАКАЗАНИЕ ЗА ДАЧУ ВЗЯТКИ (ст. 291 УК РФ):
ШТРАФ до 4 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 4 лет или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.
НАКАЗАНИЕ ЗА ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ (ст. 291.1 УК РФ):
ШТРАФ до 3 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или в размере до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 12 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.
НАКАЗАНИЕ ЗА МЕЛКОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО (ст. 291.2 УК РФ), а именно за получение, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей:
ШТРАФ до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ на срок до 3 лет; ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 4 лет; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 3 лет.
Лицо, давшее взятку либо совершившее посредничество во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию и (или) пресечению преступления либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело по данному факту.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ).
Данные деяния влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура информирует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1940 утверждены требования к обращению с побочными продуктами животноводства, в которых учтены особенности производственного процесса при хранении, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использовании побочных продуктов животноводства, а также установлены нормативы содержания в обработанных, переработанных побочных продуктах животноводства токсичных элементов, пестицидов, патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. Указанные требования вступают в силу с 01.03.2023 и действуют до 01.03.2029.
Теперь хранение, обработка, переработка и транспортировка побочных продуктов животноводства осуществляется собственниками и перевозчиками побочных продуктов животноводства отдельно от хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод, в том числе сточных вод от населенных пунктов, с обязательным соблюдением ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, требований в области охраны окружающей среды.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3256-р утвержден Перечень нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами. Данный Перечень вступает в силу с 01.03.2023.
Вышеназванным Перечнем к нарушениям требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами отнесено хранение необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства, а также их обработка, переработка вне специально оборудованных сооружений и (или) мест, предназначенных для хранения и (или) обработки, переработки побочных продуктов животноводства, в том числе навозохранилищ, пометохранилищ.
Использование побочных продуктов животноводства, в которых нормативы содержания патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов, токсичных элементов, пестицидов превышают установленные нормы, а также передача таких продуктов животноводства, лицам, не осуществляющим деятельность по производству сельскохозяйственной продукции вышеназванным распоряжением Правительства Российской Федерации включены в перечень нарушений.
Вместе с тем, хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов (в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных), и (или) необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт, а также транспортировка таких продуктов животноводства с применением гидромеханического оборудования (шланговых, оросительных систем), не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов включена в перечень нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура уведомляет, что с 1 сентября 2023 г. юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией и (или) транспортировкой семян сельскохозяйственных растений, должны соблюдать обязательные требования, установленные приказом Минсельхоза России от 6 апреля 2023 г. N 347.
В случае если вышеуказанные лица осуществляют в пределах одного муниципального образования субъекта РФ транспортировку семян сельскохозяйственных растений внутри хозяйства без смены владельца, то таким лицам допускается транспортировать семена сельскохозяйственных растений:
в незатаренном состоянии (насыпью) без сопроводительных документов, содержащих сведения о наименованиях сортов и гибридов растений, происхождении и качестве семян сельскохозяйственных растений, оформленных производителями таких семян, или электронных образов указанных документов на бумажном носителе;
обработанные химическими или биологическими препаратами, в незатаренном состоянии (насыпью) и без сопроводительных документов, определяющих порядок обращения с данными семенами и содержащих сведения о возможных негативных воздействиях на здоровье человека и окружающую среду.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура уведомляет, что уточнен порядок осуществления государственного учета зоологических коллекций и ведения их реестра.
Так, принят Федеральный закон от 13.06.2023 № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «О животном мире».
Установлено, в частности, что зоологические коллекции независимо от формы собственности подлежат государственному учету.
Рассмотрение экспертной группой вопросов об определении научного, культурного, иного особо ценного значения живых зоологических коллекций зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов и о возможности включения таких зоологических коллекций в реестр зоологических коллекций осуществляется при наличии у указанных организаций лицензии на деятельность по содержанию и использованию животных.
Порядок ведения реестра зоологических коллекций, форму указанного реестра утверждает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Сведения, содержащиеся в реестре зоологических коллекций, являются общедоступными, за исключением сведений, отнесенных законодательством РФ к категории ограниченного доступа.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура уведомляет, что обновлен порядок предоставления отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Так, принят Федеральный закон от 13.06.2023 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» Законом уточняются, в числе прочего, положения о производственном экологическом контроле в области охраны атмосферного воздуха — закреплено, что его осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов.
Закреплено, что для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, величина выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением выбросов радиоактивных веществ, устанавливается разрешением на временные выбросы, комплексным экологическим разрешением или указывается в декларации о воздействии на окружающую среду.
Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III и IV категорий получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются.
Предусмотрено, что сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I, II и III категорий указываются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура уведомляет, что определен состав разрабатываемого для отдельных производственных объектов плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды.
Так, вынесено Постановление Правительства РФ от 02.06.2023 № 909 «Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана».
План включает в себя мероприятия по снижению (ликвидации) негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.