Кассовый чек подтверждает легальность продажи
В сферу деятельности налоговой службы входит контроль (надзор) за применением субъектами бизнеса контрольно-кассовой техники (ККТ). Ее использование позволяет обеспечить выполнение установленного порядка осуществления расчетов и контроль полноты учета выручки, в том числе в целях правильного налогообложения и товарооборота. И в каждом конкретном случае – защитить права потребителя и обеспечить соблюдение интересов граждан и организаций.
Кассовый чек является подтверждением легальности совершаемой сделки между продавцом и покупателем. Для приобретателя именно кассовый чек является доказательством самого факта товарно-денежных отношений и основанием для предъявления претензий в случае получения некачественных товаров или услуг, а также, например, при необходимости произвести обмен или возврат товара.
В последние годы введен мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, в рамках которого налоговая служба ввела риск-ориентированный подход к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, по сути, в сложной экономической ситуации оказывая доверие субъектам бизнеса, соблюдающим требования законодательства Российской Федерации о применении ККТ. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся лишь после осуществления профилактических мероприятий в виде объявления предостережения, в случаях, когда фиксируется непринятие налогоплательщиком мер после истечения срока, установленного налоговым органом для устранения выявленных нарушений.
С 2021 года в рамках отраслевого проекта по исключению недобросовестного поведения на рынках, ярмарках и иных территориях, отведенных для торговли, специалисты налоговой службы на постоянной основе проводят контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с владельцами ККТ – в виде наблюдения и выездного обследования, а также во взаимодействии – профилактические визиты и контрольные закупки. Цель данной работы – предотвращение возможных нарушений законодательства, увеличение выручки, фиксируемой с применением ККТ. Результатом данной работы является рост доходов бюджета за счет сокращения теневого оборота торговых площадок и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
Налоговые органы имеют возможность оценивать деятельность налогоплательщика удаленно – в режиме реального времени на основании имеющейся информации. Внедрение в России онлайн-касс обеспечило возможность передавать все данные о выбитых чеках через оператора фискальных данных сразу в налоговые органы, а покупателю через мобильное приложение «Проверка чека ФНС России» – осуществлять их моментальную проверку и обращаться с жалобами в ФНС России.
По результатам наблюдений и выездных обследований в случае выявления признаков нарушения обязательных требований налоговый орган первоначально объявляет предостережение об их недопустимости.
В рамках выездных обследований в случае установления нарушения законодательства налоговые органы в отношении налогоплательщиков, у которых ранее выявлялись факты нарушений, и объявлялось предостережение, проводят контрольные закупки. И только на их основании может возбуждаться административное производство. Представителям бизнеса, не изменившим модель своего поведения, первоначально могут вынести предупреждение либо при повторном нарушении — назначить штраф.
Налоговыми органами также проводятся профилактические визиты, в первую очередь, к налогоплательщикам, только начинающим свою деятельность, в ходе которых налоговые инспекторы разъясняют правила применения ККТ в целях предупреждения нарушений в данной сфере. При этом налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган о проведении такого визита по собственной инициативе.
Широкое развитие получила система профилактических мероприятий в виде информирования контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
С начала года МИ ФНС России № 20 по Иркутской области провела 214 информирований хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках и других торговых площадках г. Иркутска. За неиспользование ККТ вынесено 298 предостережений (в том числе на рынках и ярмарках – 246), к административной ответственности привлечено 48 индивидуальных предпринимателей. Также проведено более 10 встреч с управляющими компаниями по вопросам организации на рынках оповещения покупателей о необходимости получения кассовых чеков в целях защиты своих прав потребителей и укрепления финансовой дисциплины налогоплательщиков.