Специальная оценка условий труда Актуальные вопросы, ситуации, новое в законодательстве
Как известно, одной из обязанностей работодателя является обеспечение безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Для выявления вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также для оценки уровня их воздействия на работников работодатель обязан организовать проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) (ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Закон вступил в силу с 1 января 2014 г. и установил, что СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года для существующих рабочих мест.
Таким образом, в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в 2019 году 100% работодателей должны были провести на рабочих местах СОУТ. К сожалению, этого не произошло по тем или иным причинам. Что же ждет тех работодателей, которые не исполнили требования ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»?
Нарушение установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ч.2 ст. 5.27.1 КоАП):
— на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
— на ИП – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
— на юридическое лицо – от 60 тыс. до 80 тыс. руб.
Тем, кто не провел СОУТ, Роструд первоначально направит предостережение, после чего у работодателя будет время устранить выявленное нарушение и предоставить отчет. Если после предупреждения работодатель не проведет СОУТ, будет наложен административный штраф.
В 2020 году появилась возможность наложения штрафов не только инспектором ГИТ во время плановой/внеплановой проверки, но и в автоматическом режиме. Информация о результатах проведения СОУТ, поступающая в ФГИС СОУТ, будет сопоставлена со сроком регистрации работодателя и если выяснится, что организация действует более 1 года и не провела СОУТ, автоматически наложится штраф.
Важно осветить иные ситуации при которых работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушения установленного порядка СОУТ. Рассмотрим две из них:
- Работодатель заплатит штраф, если не подаст декларацию по СОУТ в ГИТ.
Декларируют рабочие места, на которых вредные или опасные факторы присутствуют в пределах допустимых норм, или их нет вообще. Т.е. рабочие места с классами условий труда 1 и 2 (ч.1 ст.11 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. Декларация не нужна, если рабочие места попадают под ограничения ч.6 ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. Декларацию нужно направить в ГИТ в течение 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Форма декларации и порядок подачи декларации утверждены приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 г. № 80.
- Работодатель заплатит штраф, если не разместит информацию о результатах СОУТ на сайте.
На практике работодателя часто игнорируют требование о размещении результатов СОУТ на сайте. При этом, за нарушении этого требования вы можете получить такой же штраф, как если бы вообще не проводилась СОУТ. Какую же информацию необходимо разметить? На официальном сайте организации размещают сводные данные о том, какие классы условий труда установили на рабочих местах в результате спецоценки (сводная ведомость), и перечень мероприятий по улучшению условий труда. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. (п.6 ст.15 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Что делать, если у организации нет сайта? Закон не объясняет, что делать в этой ситуации. Логично предположить, что в данном случае обязанность размещения информации о результатах СОУТ у работодателя отсутствует.
Новые правила СОУТ в 2020 году.
С 1 января 2020 года вступил в силу федеральный закон от 27.12.2019 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».
Данным законом были внесены изменения в:
— права и обязанности работодателя и работника в связи с проведением СОУТ;
— права и обязанности организации, проводящей СОУТ;
— правила применений результатов СОУТ;
— порядок проведения СОУТ;
— требования к организации, проводящей СОУТ.
В соответствии со ст. 18 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ сведения о результатах проведения СОУТ подлежат передаче в информационную систему учета (ФГИС). Организация, которая выполняет СОУТ на определенном объекте, обязана получить до начала работ идентификационный номер, который будет отражен в отчете о проведении СОУТ. По завершении работ организация-оценщик обязана своевременно передать информацию во ФГИС и в течении 3-х рабочих дней сообщить об этом заказчику работ.
Результаты проведения СОУТ теперь могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему (ч.2 ст. 7 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Отчет о проведении СОУТ утверждается в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ (п.2 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ в редакции ФЗ от 27.12.2019 г. № 451-ФЗ).
Декларация соответствия условий труда также действительна в течение пяти лет, но срок действия отсчитывается со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ во ФГИС. (ч. 4 ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Главный специалист отдела по экономическому прогнозированию и труду комитета по экономике администрации Казачинско-Ленского муниципального района Е.Е. Литвинова